Андрей Воронихин Решетка Воронихина перед западным фасадом Казанского собора 08.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
О плане 1811 года нам напоминает чугунная решетка, окружающая небольшой сквер перед западным фасадом собора. Ее недаром называют «лебединой песней» зодчего: это действительно последних и одно из самых замечательных произведений Воронихина. Первые эскизы решетки относятся к 1805 году, а установлена Она в 1811 – 1812 годах. Без задуманной зодчим второй колоннады собора ограда перед западным фасадом воспринимается почти как самостоятельное сооружение. Hо все же связь решетки с архитектурой собора существует. 0на обусловлена особым характером композиции ограды, не имеющей аналогий среди произведений подобного рода. Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга Обычно художественный эффект металлических оград строится на многократном ритмическом повторении относительно мелких узоров. Воронихин компонует свою ограду совершенно по-иному. Частой постановкой вертикальных прутьев в каждом из пролетов решетки он создает своего рода нейтральный фон, на котором возникают крупные и плотные орнаментальные «пятна». Их рисунок весьма своеобразен: в центре каждого «пятна» в правильном круге помещен лучистый узор; вокруг него буйная поросль фантастических трав, свивающихся упругой спиралью. Вся композиция пронизана бурным движением, которое, казалось бы, должно привести к распаду орнамента. Но нет, художник заставляет узор, лишенный резко очерченной границы, «застывать» в форме ромба, и этот строгий геометризм как будто гасит неистовый порыв чугунных сплетений. Так вот что объединяет рисунок решетки с архитектурой собора: здесь та же динамика «противоборствующих» форм, те же яркие пластические контрасты. Причем некоторые из этих контрастов имеют поистине архитектурную природу. В самом деле, разве не напоминает основной рисунок ограды рельеф, контрастно выделяющийся на гладкой стене здания? И разве не ассоциируется с лепным фризом плотная орнаментальная полоса на верху решетки, своей массой как бы уравновешивающая цоколь? Строгий ритм массивных гранитных устоев укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. Удачен композиционный прием, заключающийся в том, что по обе стороны устоя располагаются половины ромба; благодаря этому движение орнаментальных форм нигде не прерывается. И несмотря на большую длину ограды—153 метра— рисунок решетки ее не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с монументальным собором. По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин» Другие записи с тегом А. Воронихин Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|