Андрей Воронихин Рисунок «Паперть для храма» из альбома Каржавина 18.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Но тут на сцену выступает еще один документ. Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве хранится альбом рисунков, составленный Ф. В. Каржавиным, выдающимся русским просветителем, близким другом и помощником Баженова, долгое время жившим в его семье. В альбоме есть несколько рисунков, которые, по свидетельству Каржавина (ибо в ряде случаев авторская подпись отсутствует), выполнены Баженовым. Среди них можно видеть эскиз, озаглавленный «Паперть для храма». Он изображает портик с двенадцатью колоннами коринфского ордера; расстояние между средними колоннами немного больше остальных: здесь проход к главным вратам храма. Треугольное поле фронтона заполнено рельефными изображениями: классически спокойные фигуры в ниспадающих ровными складками одеждах стоят в центре фронтона, другие— полулежащие или склонившиеся в поклоне — расположены в его углах. Десять ступеней ведут на паперть. За портиком -— стена, украшенная пилястрами и разделенная на два яруса. В нижнем ярусе — три двери и между ними ниши со статуями. В верхнем ярусе — прямоугольные панно» Стена позади портика завершается массивным аттиком. Вот и все. Ясно, что это фрагмент какого-то здания, скорее всего иллюстрация замысла, не получившего осуществления. Этот рисунок не надо долго разглядывать, чтобы почувствовать, что он напоминает что-то знакомое. Да, так и есть. Композиция почти тождественна портику западного, главного входа в Казанский собор. Те же двенадцать коринфских колонн с более широким промежутком между средними колоннами та же стена, разделенная на два яруса и завершенная аттиком, те же ниши и прямоугольные панно. Значит, снова Баженов? Значит, все же Казанский собор построен в соответствии с его замыслом, и вот фрагмент проекта — самое верное доказательство? Значит, становятся понятными и беглое упоминание Болховитинова, и свидетельство Плавова?.. Впрочем, подождем делать окончательные выводы. Прислушаемся к голосу других специалистов. Вопрос о рисунке в каржавинском альбоме подробно разбирает Г. И. Гунькин, один из советских исследователей творчества В. И. Баженова. Опираясь на свидетельство Болховитинова и указывая на сходство баженовской «Паперти» с осуществленным портиком Казанского собора, Г. И. Гунькин склоняется к мнению, что Казанский собор действительно построен по проекту Баженова «с малыми отменами», сделанными в процессе строительства Воронихиным. Более того, Г. И. Гунькин делает попытку датировать баженовский проект Казанского собора 1797 годом. Пользуясь указанием известного исследователя истории собора А. П. Аплаксина о том, что проект и смета на строительство Казанского собора впервые «были составлены в 1797 году по распоряжению Павла I», Г. И. Гунькин пишет: «Хорошо известно, что Баженова Павел I ценил исключительно высоко... Поэтому вполне естественно думать, что проект... Казанского собора был составлен именно Баженовым». Посмотрим теперь на ту страницу труда А. П. Аплаксина «Казанский собор», на которую ссылается Г. И. Гунькин. Вот что там написано: «Император Павел I еще в 1797 году поручил графу А. С. Строганову, президенту Академии художеств, по его докладу о желательности построения вместо обветшавшего и маловместительного Казанского храма нового, более обширного, детально разработать этот вопрос. Известно, что граф Строганов представил государю эскизный проект и смету на его построение». Таким образом, Аплаксин утверждает, что в 1797 году Павел I поручил дело о постройке собора не кому-нибудь, a A. С. Строганову. В таком случае совершенно естественно связать разработку проекта и сметы, о которых идет речь, с именем Воронихина, а не другого архитектора. Об этом, кстати, и говорит Аплаксин несколькими строчками ниже. Итак, здесь мы не видим никакого намека на участие Баженова. Но это и не главное. Суть дела заключается в том, что мы не можем опираться на слова Аплаксина, поскольку в данном случае нельзя ручаться за их достоверность. О разработке проекта Казанского собора в 1797 году нет ни слова ни в одном из известных нам документов. Сам же Аплаксин, аккуратно сопровождающий свое исследование ссылками на архивные или литературные источники, на этот раз не приводит никакой ссылки, заменяя ее словом «известно». То же слово появляется и в рассуждениях Г. И. Гунькина. Но для радикальных выводов этого недостаточно. К тому же в приведенной выдержке из книги Аплаксина имеется еще одна фактическая ошибка: в 1797 году А. С. Строганов не был президентом Академии художеств и вряд ли, даже при условии того, что он пользовался расположением Павла, мог обратиться к нему с официальным докладом по вопросу о строительстве Казанского собора. Отсутствие же какого-либо предварительного проекта собора вполне доказывается фактом проведения конкурса 1799 года, дата которого подтверждена П. Гонзаго — одним из его участников. опубликовано на www.ilovepetersburg.ru Итак, мы не находим документов, определенно свидетельствующих об участии Баженова в составлении проекта Казанского собора. Может ли таким документом считаться «Паперть для храма» из каржавинского альбома? Скорее всего, нет. И вот почему. По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин» Другие записи с тегом А. Воронихин Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|