Роль скульптуры в формировании архитектурного образа павильонов велика. Статуи «российских героев» — старого и молодого воинов, символизирующие народ, защитивший Родину, арматура на фасадах, летящие фигуры гениев славы в интерьере повествуют о героических подвигах в Отечественной войне 1812 года. Уже в первых послевоенных петербургских постройках ярко проявляются высокие патриотические чувства зодчего. Скромные парковые павильоны он превращает в сооружения яркой художественной выразительности, в своеобразные монументы в память исторической победы русского народа. Внутри каждого павильона большой зал, расчлененный колоннами. Живопись плафонов и лепные панно на стенах дополняли ранее убранство строгих, но парадных интерьеров.
Во второй половине XIX века пробиваются дополнительные двери и окна. Из шестнадцати статуй, установленных первоначально на павильонах (по восемь на каждом), до нас дошли только пять на угловом павильоне и три на другом. Но и в современном виде павильоны великолепно смотрятся в ансамбле Невского и вносят элемент интересной пластической игры в его многоэтажную фронтальную застройку. Павильоны Росси — классический пример того как «малые формы» могут существенно разнообразить украсить город, если их умело включить в архитектурный ансамбль и если они сами являются произведениями искусства.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
Санкт-Петербург