Щуко — большой мастер театрального костюма. Как и декорации, его костюмы точны не этнографически, а стилистически, при всей их декоративности они рассчитаны прежде всего на выявление характера персонажа. Об этом говорит и манера подачи эскизов костюмов — каждый лист, будь то отдельная фигура или многофигурная композиция, может служить иллюстрацией к пьесе, настолько выразительны и характерны изображенные на них герои. Превосходны и выполненные им эскизы гримов.
Активно и умело использовал Щуко постановочные возможности театрального освещения, особенно когда он работал вместе с Н. П. Бойцовым, художником по свету.
В середине 1920-х годов начинается новый этап в истории советского театра, связанный с появлением советской Драматургии. Щуко оформляет спектакли «Рост» (по пьесе А. Г. Глебова, режиссер К. К. Тверской) в БДТ и два спектакля в Государственном театре драмы по пьесам известного советского драматурга В. Н. Билль-Белоцерковского «Штиль» и «Шахтер» (режиссер Н. В. Петров).
Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга
В наших музеях хранится театральное наследие Щуко: десятки эскизов — свидетельства большой работы, которую вел мастер над каждым спектаклем, оттачивая свой замысел, вплоть до самой премьеры. Листы с эскизами декораций, костюмов, гримов выполнены с той же профессиональной культурой, с тем же мастерством, что и рисунки и проекты Щуко-архитектора. Но самый лучший эскиз — только слабая тень сложного и прекрасного явления, называемого «спектакль», а он существует лишь то время, пока длится.
Искусство Щуко—театрального художника могли в полной мере оценить только его современники — зрители и участники спектаклей, оформленных им. Их свидетельства позволяют говорить о большой роли, которую сыграл Щуко в истории возникновения и развития советского театра.
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко