Памятники К. Марксу, Ф. Энгельсу, в И. Ленину у Смольного входят в обширную серию спроектированных Щуко монументов, посвященных деятелям революции. Сооружение монументов такого рода было задачей, поставленной перед советскими архитекторами сразу после 1917 года. В 1918 году вступил в действие ленинский план монументальной пропаганды, органически связанный с делом культурной революции, с идеологической и пропагандистской работой.
Сооружения, предусмотренные планом, создавались в 1918—1920 годах, но его идеи оказали большое влияние на развитие советского монументального искусства. Памятники деятелям революции и культуры стали важным градостроительным элементом, формируя композицию центральных узлов советских городов.
Архитектура Санкт-Петербурга
Вместе с художником и скульптором Г. Якуловым Щуко и Гельфрейх в 1923 году проектируют памятник-мавзолей двадцати шести бакинским комиссарам. Основная идея памятника, ш словам Якулова,— «мысль, быт и сознание революции», основной прием — стремительная динамика форм. Эта шестидесятиметровая башня отдаленно напоминала древние ступенчатые пирамиды, но была полна движения.
Лестница-пандус, широкая и плавная вначале, охватывая пространство, вдруг закручивала его в крутую, возносящуюся в небо спираль (напомним, что спираль — один из любимых символов «левых» художников). Остроту композиции подчеркивали примыкающие к основному объему уступы резких очертаний, прорезанные узкими окнами. В первом этаже предполагалось устроить склеп для праха погибших, во втором — библиотеку и зал собраний, выше — музей революции, кабинеты и мемориальные залы. Проект был отмечен золотой медалью на Международной Парижской выставке 1925 года. В 1924 году после смерти Ленина в стране проходит большая работа по созданию памятников вождю.
По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»
Другие записи с тегом В. Щуко
по материалам www.ilovepetersburg.ru