Дворцы Петербурга Шуваловский дворец 12.08.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Адрес: Итальянская ул., 25
Дом, расположенный на углу Малой Садовой и Итальянской улицы, в прошлом — дворец известного деятеля русской культуры XVIII века И. И. Шувалова. Постройка дворца осуществлена в 1753–1755 годах по проекту одного из крупнейших русских зодчих середины XVIII столетия — С. И. Чевакинского. Для того чтобы открыть вид на дворец со стороны Фонтанки и обширного луга, простиравшегося перед третьим Летним дворцом вдоль Невской перспективы до Фонтанки, в 1754 году были сломаны находившиеся на соседнем участке деревянные строения гофинтендантской конторы. Известны изображения дворца Шувалова в том виде, в каком он был построен. Усадьба занимала участок от Итальянской улицы до Невского проспекта. Со стороны луга его ограничивала великолепная сквозная колоннада с небольшим павильоном в центре. Дворец И. И. Шувалова оценивался современниками как выдающееся сооружение. Во дворце находилась собранная Шуваловым картинная галерея; здесь часто бывал М. В. Ломоносов. В 1775–1776 годах при новом владельце, генерал-прокуроре А. А. Вяземском, дворец был частично перестроен. Его фасады приобрели черты, характерные для раннего классицизма. Дворовый фасад при этом не переделывался. В одном из флигелей разместилась екатерининская «тайная экспедиция». Жителям Петербурга дворец Шувалова был известен как «генерал-прокурорский дом». В 1797 году его купили в казну и в дальнейшем, до 1917 года, он принадлежал Министерству юстиции. Крупные переделки в здании были осуществлены в 1816–1819 годах архитектором И. Минчаки. В 1846–1852 годах по проекту архитектора Д. Е. Ефимова перестроен корпус, выходящий на Малую Садовую улицу (в 1900-х годах над ним надстроен четвертый этаж). Несмотря на перестройки, дворец сохраняет свое художественное значение как памятник переходного этапа от барокко к классицизму. Большой интерес представляет не только объемная композиция здания, характеризующаяся выделением его центральной части, но и плановое решение. Наружные стены восьмиугольного зала в центре второго этажа образуют обработанный полуколоннами трехгранный выступ — ризалит главного фасада. Черты, присущие архитектуре барокко середины XVIII столетия (ризалиты на фасаде, создающие интенсивную игру света и тени, мотив раскрепованного фронтона лучковой формы, сильные раскреповки антаблемента над колоннами), сочетаются с приемами, типичными для раннего классицизма (введение мотива неглубоких филенок с лепными полотенцами, обработка углов ризалитов рустами на всю высоту, относительная простота рисунка и низкий рельеф наличников и т. д.). Все детали декоративной обработки фасада отлично прорисованы, его пропорции прекрасно найдены. Внутри здания сохранилась первоначальная отделка вестибюля, декорированного низкими колоннами со своеобразными по рисунку капителями. Очень удачен по пропорциям главный двусветный зал второго этажа. Лепные карнизы парадных помещений второго этажа и некоторые другие детали их внутренней отделки относятся к 1840-м годам — ко времени перестройки, осуществленной архитектором Д. Е. Ефимовым.
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|