Появляются архитектурные мотивы, близкие Дворцовой площади — триумфальная арка, коринфские колоннады, тематические скульптуры, и тем самым достигается художественное единство площадей. Но Дворцовая площадь — главная в городе. При общем стилевом единстве композиции заметно отличаются друг от друга. На арке Сената и Синода нет триумфальной колесницы, сама арка не столь грандиозна.
Начальник инженерного департамента князь Долгорукий возражал против этого наиболее удачного проекта Росси. Он считал, что «и без приведения всей западной стороны Петровской площади под один фасад, она не потеряет величественного вида; лишь была бы одинаковая высота и в том же стиле... когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки». Эту мысль старались внушить Николаю I. Но, видимо, проект Росси имел явные преимущества перед всеми другими, в том числе и экономические. Зодчий рационально использовал существующие стены. После детального рассмотрения утверждается вариант с аркой, как наиболее удачный во всех отношениях.
Второе здание предоставлялось высшему церковному учреждению — Синоду. Росси поручили разработать внутреннюю планировку и этого сооружения. Затем Николай I требует сделать в арке переход, соединяющий оба корпуса, так как часть помещений Сената, в том числе и общий зал заседаний обоих учреждений, находилась в здании Синода.
От руководства строительством Росси отказывается, мотивируя чрезмерной занятостью и болезнью. Видимо, все перипетии утверждения проекта и межведомственные споры создавали сложную ситуацию и влекли за собой новые неприятности, на преодоление которых у Росси не было ни времени, ни сил.
Строительство поручается Штауберту, он согласовывает с Росси сметы и архитектурно-строительные вопросы, возникшие в процессе осуществления проекта. Возведение здания Сената начинается в августе 1829 года, а Синода — на следующий год. Заканчиваются все работы в 1834 году.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
Фото Санкт-Петербурга