Ритмические повторения элементов, использованные в ансамбле как мощное средство художественной выразительности, не обеднили композицию, а, наоборот, сделали ее гармоничной и яркой.
Архитектура зданий строго отвечает их назначению и роли в ансамбле. Интерьеры и экстерьеры едины. Тонко учтены особенности зрительного восприятия. Так, скульптурные элементы на главных композиционных осях не повторяются. Они уникальны, и это усиливает эффект. Чем выше расположены архитектурные и скульптурные детали, тем они крупнее и рельефнее. Благодаря такой «оптической поправке» они кажутся единомасштабными.
Скульптура в сооружениях ансамбля — это не случайная декорация, а программные идейно-выразительные произведения лучших мастеров эпохи. Взаимопроникновение архитектуры, скульптуры и живописи, подлинный их синтез усиливают эстетический эффект, создают мажорный, жизнеутверждающий строй и запоминающиеся художественные образы произведений Росси.
Здание театра по простоте и вместе с тем необычайной парадности, по цельности объемной композиции и фасадов и поныне одно из самых замечательных в мировом театральном зодчестве. Стройные колоннады, стремительно несущаяся колесница Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, блестяще нарисованная Росси и исполненная С. Пименовым, великолепный фриз с театральными масками придают всему сооружению торжественную приподнятость.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
по материалам www.ilovepetersburg.ru