Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Стиль регентства 27.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Наряду с его сухими, академическими, «книжными» формами во Франции пробивалось и несколько иное течение, тяготевшее к большей свободе творчества и получившее название стиля регентства (Наиболее яркими мастерами этого стиля были Лассюране, тот же Боффран, Оппенор, Лажу, Мейсонье, Кювилье-отец и др. Снаружи мрачный, сердитого вида, застегнутый на все пуговицы солидный джентльмен, внутри — мальчик-сорванец, ведущий себя самым неистовым образом, глумящийся над всеми правилами приличия и ни минуты не заботящийся о том, что подумает обо всем этом мрачный джентльмен снаружи. Большего несоответствия между тем и другим вообразить нельзя. Контраст этот достиг совершенно фантастических размеров после того, как своевольные, бешеные разводы декоративных композиций Мейсонье окончательно завладели умами всех и покорили Париж. Казалось, что старая борьба утратила всю остроту и — вечные враги — оба начала, обессилев в распре, заключили дикий союз совместного существования, с сохранением за каждым всех его особенностей. Но долго продолжаться это не могло, и в 1732 году появилось первое предупреждение о надвигавшейся новой битве — знаменитый проект фасада парижской церкви Сент-Сульпис, сделанный на конкурс никому до того не известным молодым итальянцем Сервандони. Его двухъярусная композиция с лоджами внизу и вверху, украшенными спереди колоннадами, смело возвращала архитектуру от Блонделя и Мансара назад, к Палладио, отбросив все те наносы, которыми искусство последнего было заслонено во Франции. Свой фасад Сервандони принужден был позже, в угоду толпе, значительно «офранцузить», но первоначальный его проект произвел на тогдашние художественные круги прямо ошеломляющее впечатление. Начались нескончаемые споры, и утихнувшая было борьба поднялась вновь. Несколько лет спустя, в 1737 году, появилось в печати «Письмо к юному живописцу», изданное Кошеном, в котором этот знаменитый позже рисовальщик уличной жизни Парижа, тогда еще двадцатилетний юноша, горячо становится на защиту того, что он называет большим вкусом — grand goflt. Вскоре оказалось, что Кошен не был одинок, и подобно ему думала уже вся тогдашняя молодежь, нашедшая в лице талантливейшей женщины эпохи, маркизы Помпадур, страстную покровительницу (Знаменитая подруга Людовика XV обладала тонким вкусом н сама недурно рисовала и гравировала. Она была если не создательницей, то крестной матерью того нового стиля, который явился на смену старому и который французами назван «стилем Людовика XVI». Кличка эта отдает тем же анахронизмом, которым отмечены и две другие — «Людовик XV» и «регентство». Можно себе представить впечатление, которое должно было произвести в художественных кругах это неожиданное открытие, передававшееся сперва со слуха, из уст в уста, а вскоре и закрепленное в статьях, памфлетах и книгах вернувшихся путешественников и их последователей (В 1752 году вышла книга Кошена «Observation sur les antiquites dHerculanum», а исследование Суффло появилось только в 1764 году. Почти одновременно стал выходить и знаменитый труд Стюарта и Реветта об афинской архитектуре — «The Antiquities of Athens» (Лондон, 1762—1794, в 3 т.). Совершенно с другой точки зрения, опираясь только на «здравый смысл», «природу» и «правдивость», он восстал против всевозможных ересей, которыми, по его словам, была заполнена вся современная ему архитектура. Его доводы нередко искусственны и даже забавны, но выводы поразительно близки к тому же духу эллинизма, который привезли с собой из Италии друзья маркизы Помпадур. Каждая «побрякушка» в архитектуре, каждое лишнее украшение кажется ему вздором, от которого необходимо избавиться. Постаментов и даже баз у колонн не должно быть, как нет их у дерева, растущего на воле. Архитрав должен покоиться прямо на колоннах, а отнюдь не на аркадах, как это часто делают. И. Грабарь Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|