Николай Львов Сущность «воздушных» печей Львова 10.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Сущность «воздушных» печей Львова заключалась в том, что они благодаря специальным каналам, вмонтированным в их толщу и проводящим воздух с улицы в комнату, не только обогревали помещение, но и проветривали его. «Вот в чем состоит главная выгода воздушных каминов и печей, — пишет автор, — надобно, чтоб вышедший из бабушкиной каморки в мою теплую комнату испытал над собою то ощущение, которое чувствуем мы в летний день при выходе из тесного театра на просторный воздух; надобно, чтобы комнаты нагревались наружным воздухом и тем более были теплы, чем на дворе холоднее. Чтоб воздух сей сам собою беспрестанною переменою очищался, словом, чтобы можно было сделать в покое тепло, сколько надобно, но чтобы никогда не было в нем душно». Причем Львов справедливо подчеркивал, что такие печи особенно важны для общественных заведений, таких, как воспитательные дома, больницы, богадельни. «Воздушные» печи Львова были предшественницами получившего в первой половине XIX века широкое распространение так называемого «аммосовского» отопления, суть которого заключалась в том, что нагретый воздух поступал по особым трубам в помещение сквозь специальные отдушины в стенах. Львов — техник и инженер — неотрывен от архитектора, и в его технических проектах непременно присутствует эстетическое начало. Печь всегда являлась существенным элементом оформления интерьера, и надо сказать, что во второй половине XVIII столетия в невероятной моде были завезенные к нам с Запада фигурные печи. По этому вопросу Николай Александрович высказывался весьма решительно: «Печи сии могут быть, как обыкновенные, всякой величины и формы, но по мнению моему та печь лучше других, которой совсем не видно. Ее дело греть, а украшать печами комнаты последнее дело». И добавлял, уже в полемическом задоре, упоминая имена модных французских архитекторов-декораторов: «Лафосы, Нефоржи и многие пресмыкающиеся иноплеменных пустых затей профессоры научили нас делать вместо печей в комнатах холодныя пирамиды, срезанные колонны, обелиски, печи гробами, урнами, пушками и вазами. Есть ли тут какой ни на есть толк? А пользы уже Конечно нет. Пирамиды и в Египте славны только одним трудом и величиною; в комнате ли ей место? Что за обелиски, которые и в семиаршинном покое не достают до потолка? — зубочистки. Урны и надгробия отошлем мы в Невский (монастырь.— Н. Н.). Срезанные колонны в комнате похожи на казненного Полкана богатыря, которого члены, будучи несоразмерны ничему в доме, все подавляют. Печи вазами столько же безобразны, сколько и вазы печами». В приведенных словах отчетливо проступает кредо Львова-архитектора, для которого разумная целесообразность была важнейшей основой в архитектурном проектировании. «Воздушными» печами снабдил Львов еще одну необычную церковь, выстроенную также в восьмидесятых годах под Петербургом — в усадьбе Воронцовых Мурине (ныне станция Девяткино). Когда-то эта своеобразная постройка, созданная талантливым зодчим, господствовала над территорией барской усадьбы. Она и сейчас возвышается над окружающими зданиями, хотя с каждым годом ее состояние катастрофически ухудшается и она остро нуждается в срочной реставрации... По книге Н. Н. Никулиной «Николай Львов» Другие записи с тегом Н. Львов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|