Николай Львов Тонкости символов и аллегорий 15.04.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Великолепно разбиравшийся в тонкостях символов и аллегорий, Львов не только насытил ими «программу», но сумел увлечь идеей аллегорического портрета и художника, такого далекого от произведений подобного рода. По мысли Львова, «средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которой в виде законодательницы ея императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом... Знаки ордена св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах, и вооруженный Перуном страх рачит о целости оных...» Никто, конечно, и не воспринимал такое изображение как обычный портрет. Левицкий не писал его с натуры. Львов, конечно, и не помышлял, что императрица руководствуется в жизни столь высокими принципами, буквально жертвуя покоем и сном во имя блага своих подданных. Это была своего рода политическая декларация, пропагандирующая идею просвещенной монархии, популярную тогда в среде прогрессивно настроенных слоев дворянской интеллигенции. Картина могла служить и напоминанием «законодательнице» об оставленной ею попытке ввести в России новые, более справедливые законы, о попытке, вскоре испугавшей дворянскую царицу. Друг Львова Г. Р. Державин в свою очередь прямо, без обиняков, в стихотворении «Властителям и судьям» пытался внушать ей стихами: Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг — спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Многие среди лучших людей России еще верили тогда в возможность справедливости и процветания народа в условиях монархического строя. Надо полагать, что не без влияния Львова в этой картине сильнее, чем в других, сказался классицизм — стиль, в целом не отвечавший творческому темпераменту Левицкого и его склонностям. Но картина предназначалась для помещения, отделанного Кваренги — одним из самых строгих классицистов, и это не могло не быть принято во внимание художником. По книге Н. Н. Никулиной «Николай Львов» Другие записи с тегом Н. Львов Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|