Строительство собора закончили к апрелю 1791 года. Зодчего Старова произвели в коллежские советники. Мелентьев остался на службе в лавре, чтобы следить за состоянием Троицкого собора. Екатерина II повелела высечь из мрамора поясной портрет-барельеф митрополита Гавриила и поместить его в. соборе. Заказ выполнил Шубин. Этот барельеф явился художественным завершением шубинской сюиты пластического убранства собора.
Все сложнейшие структурные соотношения частей Троицкого собора — свидетельство глубины архитектурного мышления и опыта Старова.
Троицкий собор Александро-Невской лавры является вершиной творчества Старова в создании культовых построек.
Проект Троицкого собора получил широкую известность. В 1778 году, еще задолго до окончания строительства, была издана брошюра под названием «Чертеж и вид новостроющейся каменной соборной церкви в С. Петербурге, в Александро-Невском монастыре во имя святые Троицы заложенной... в кавалерский праздник святого благоверного великого князя Александра Невского 30 авг. 1778 г.».
Гравированные Н. Кирсановым в 1778 году план и фасад собора помещены и в «Описании С. Петербурга» В. Рубана.
Как справедливо отметили советские исследователи творчества Старова Н. Н. Белехов и А. Н. Петров, популярность проекта собора объясняет появление в России сооружений, обладающих композиционным сходством с ним. Иногда на основании такого сходства некоторые культовые сооружения (например, церковь в Пехре-Яковлевском и церковь в Самуйлове бывшего Гжатского уезда Смоленской губернии) приписывали Старову, хотя здесь явственно видно лишь его творческое влияние.
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов