Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Тучков буян — единственное в своем роде сооружение, сохранившееся от старого Петербурга

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В облике здания Тучкова буяна без труда можно узнать почерк Ринальди. Центральный корпус в значительной степени напоминает дворец Петра III в Ораниенбауме. Первый этаж, расчлененный рустовкой, трактован как опора второго этажа, обработанного лопатками наподобие пилястр (но без капители и базы). И центральные проемы с полуциркульным завершением и балконом, огражденным решеткой изысканного орнамента, трактованы идентично. Завершение здания важни еще более сближало бы эти два сооружения.

Проект здания Тучкова буяна был создан к 1764 году, а закончено оно было лишь в 1772 году. Дворец Петра III был сооружен еще в 1758 — 1762 годах. Тождество композиционных приемов, использованных в обоих зданиях, свидетельствует о единой линии в творчестве Ринальди. Тучков буян — единственное в своем роде сооружение, сохранившееся от старого Петербурга. Оно находится под охраной государства, и в его художественной ценности никто теперь не сомневается. Однако в начале нашего века «отношение к нему было противоречивым. Одни утверждали, что это нехудожественное произведение, другие считали Тучков буян выдающимся зданием. В связи с этим небезынтересно вспомнить, что в 1912 году ставился вопрос об активном использовании территории Тучкова буяна. Эскизные проекты застройки острова, заказанные в 1913 году архитекторам М. X. Дубинскому, И. А. Фомину и О. Р. Мунцу по программе, разработанной комиссией при Городской думе с участием Л. Н. Бенуа и Ф. И. Лидваля, весьма показательны для этого периода. Обширная программа урегулирования этой части города включала разбивку парка с размещением выставочного здания, зданий музеев, съездов и т. д.

При этом решение вопроса о сохранении Тучкова буяна, называвшегося в то время Дворцом Бирона (возможно, что на месте складов некогда стояло какое-либо сооружение аннинского времени), предоставлялось усмотрению авторов. В проекте О. Р. Мунца полностью, а у М. X. Дубинского компромиссно памятник игнорировался. И. А. Фомин решительно защищал здание Тучкова буяна. В своем проекте он предложил использовать вновь создаваемый корпус со стороны западного фасада складов и старинное сооружение для Музея старого Петербурга. К сожалению, градостроительные замыслы, связанные с территорией Тучкова буяна, не имели продолжения.

При возможном восстановлении первоначального силуэта здания, имеющего огромное значение для общего облика берегов Невы, надо обратить серьезное внимание и на застройку набережной слева от Тучкова буяна. Ее хаотический и «неприбранный» вид мешает целостному восприятию всего фронта набережной Малой Невы. Нельзя не учитывать расположение здания и при строительстве новых сооружений.

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Архитектура Санкт-Петербурга

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх