К началу строительства Мраморного дворца на набережной Невы уже были завершены барочный Зимний дворец. (1754—1764) Растрелли и произведение раннего классицизма — Малый Эрмитаж (1764—1767) Деламота. К моменту окончания строительства дворца «в линию» с Эрмитажем было построено и другое здание раннего классицизма — Старый Эрмитаж (1775 — 1784) Фельтена, а также был почти закончен решенный уже в приемах строгого классицизма. Эрмитажный театр (1783 — 1787) Кваренги.
Здания эти составляют единый ансамбль. Талантливые зодчие, создавая их, тактично вторили композиционному строю фасадов Зимнего дворца, расчлененных на два неравных по высоте яруса, и следовали предписанию комиссии строить на набережной новые здания не выше линии его карниза. И действительно, высота всех сооружений Дворцовой набережной примерно равна десяти саженям — двадцати двум метрам.
Перед Ринальди стояла сложная градостроительная задача — не только органически включить Мраморный дворец в композицию Дворцовой набережной, но и завершить ее облик. Участок за Красным каналом до Летнего сада не был застроен до 1780 года и был еще частью Царицына луга.
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Архитектор блестяще справился с этой задачей. Мраморный дворец уравновешивает собою массивный объем Зимнего дворца, расположенного в противоположном конце набережной. Но если огромный, словно распластавшийся Зимний как бы слился с поверхностью земли, Мраморный дворец, приподнятый на гранитном цоколе, кажется, парит над Невой. В то же время своим обликом он гармонирует со всей набережной.
Ощущение гармонии возникает и потому, что Мраморный дворец, так же как и набережная, выполнен в естественном камне. Это — гранит. К началу строительства Мраморного дворца набережная Невы на участке от Зимней канавки вверх по течению до Литейного двора уже была одета гранитными плитами. Из гранита созданы цоколь и стены дворца. Здание, устремляясь ввысь, будто вырастает из гранита набережной.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Другие записи с тегом Антонио Ринальди