В том, что на указанной части гравюры изображен левый, а не правый берег Невы, может убедиться каждый. Ведь рядом с линией домов, как бы продолжая ее, находятся стоявшие на берегу Фонтанки водовзводная башня, устроенная для подачи воды в фонтанную систему Летнего сада, двухэтажный большой служебный корпус и, наконец, сам Летний дворец. Правда, эти постройки помещены в несколько ином ракурсе, чем их видел в натуре художник. Однако такие отступления часто допускались видописцами первой половины XV века для придания панораме большей художественной цельности.
Палаты Натальи Алексеевны на гравюре изображены вторыми слева. Они были хорошо известны петербуржцам. Ведь их владелица — поклонница «комедийных действ» — сочиняла трагедии и комедии для созданной ею русской театральной труппы. Представления давались в находившемся по соседству большом деревянном доме.
Дом Натальи Алексеевны привлекал к себе внимание еще и тем, что он был одним из первых каменных зданий новой столицы. Возведение их началось в 1710 году постройкой дома канцлера Г. И. Головкина на Посольской (ныне Петровской) набережной. Почти одновременно приступили к сооружению поныне существующих Летнего дворца Петра и роскошных палат Меншикова на Васильевском острове. Князю строил Джованни-Марио Фонтана, принятый на русскую службу в один год с Трезини. Первые семь лет своего пребывания в России этот архитектор работал в Москве, где возвел доныне существующий дворец Меншикова.
9 октября 1714 года Петр издал указ о запрещении Каменного строительства во всем государстве, кроме Петербурга и его ближайших окрестностей. Тем самым он надеялся ускорить возведение каменных зданий в новой столице. Из разных городов России стали прибывать в поисках заработка каменщики, кирпичники и другие мастера. Юный Земцов не мог конкурировать с опытными архитекторами. Однако он не был сторонним созерцателем строительства!
По книге М. В. Иогансен
«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»
Прогулки по Санкт-Петербургу
Санкт-Петербург