Перспективу Невского проспекта, начало которого отмечено взлетом адмиралтейской иглы, завершает грандиозный ансамбль Александро-Невской лавры. У ее строгих торжественных ворот — произведения Старова — словно обрывается движение и шум главной городской магистрали. За воротами трепещут листвой живописные кроны деревьев, возвышаются купола и фигурные кровли множества строений.
Если бы мы посмотрели на ансамбль Александро-Невской лавры с высоты птичьего полета, то сразу же убедились, что он сложен по своей конфигурации.
Восточной стороной ансамбль обращен к Неве. Панораму этой части составляют расположенный в центре Троицкий собор и здания, подходящие к нему с двух сторон динамичными уступами. Северо-восточное крыло завершает Благовещенская церковь, юго-восточное — Федоровская. Со стороны западного фасада ансамбль ограничен каре, по сторонам которого располо-жены Просфорный и Семинарский корпуса, а на оси собора — Митрополичий дом. Просфорный и Семинарский корпуса примыкают к нему под прямым углом. Их фасады, направленные к Благовещенской и Федоровской церквам, плавно изгибаются, образуя величаво-спокойную «архитектурную радугу».
www.ilovepetersburg.ru
Благовещенская церковь, которая с 1723 года служила усыпальницей царской семьи и родовитого дворянства, стала как бы ядром заповедника, которым лавра была объявлена спустя двести лет, в 1923 году. Затем, когда с конца 1930-х годов сюда с разных кладбищ города перенесли художественные надгробия работы крупнейших скульпторов начала XIX века И. П. Мартоса и Ф. Г. Гордеева, здесь был создан Музей городской скульптуры. В Благовещенской церкви мы видим плиту на могиле великого полководца Суворова с лаконичной надписью, сделанной согласно его желанию: «Здесь лежит Суворов».
По книге Д. А. Кючарианц
«Иван Старов»
Другие записи с тегом Иван Старов