Владимир Щуко Владимир Щуко 12.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
В 1978 году исполнилось сто лет со дня рождения архитектора Владимира Алексеевича Щуко. Творчество этого мастера, на первый взгляд, уже принадлежит истории. Но проблемы, стоявшие перед ним и зодчими его поколения, до сих пор остаются живыми, насущными проблемами. В чем тайна эмоционального воздействия архитектурного произведения на человеческое сознание? Нужно ли использовать сегодня опыт минувших эпох, и если нужно, то как это сделать? В чем специфика образно-художественного языка архитектуры нашего времени? Эти вопросы постоянно занимают архитекторов и теоретиков архитектуры; задавали их себе и современники Щуко. Сам он не был теоретиком. Человек немногословный, он не принадлежал к числу людей, склонных словесно излагать свое кредо; оно «изложено» карандашом и тушью в рисунках и чертежах, а еще более зримо — в камне построек. Складывались его воззрения в обстановке острой борьбы, сопутствовавшей развитию архитекторы. За годы, когда работая Щуко, архитектура не раз меняла свой характер и теоретические позиции: до Октябрьской революции — модерн, затем ретроспективные течения, сразу после революции — конструктивизм, сметенный в 1930-х годах новой волной обращения к наследию прошлого. Это не случайно: архитектура, как зеркало, отражает свое время, его потребности, умонастроения, художественные идеалы, а эти первые три десятилетия XX века несли с совою немало перемен. опубликовано на www.ilovepetersburg.ru Процесс поисков «архитектурной истины» продолжается и в наши дни. Нас перестал удовлетворять практицизм, архитектурных концепций 1950-1960-х годов; наметается тенденция к обновлению архитектурного языка. Каким путем пойдет архитектура завтра? В поисках ответа на этот вопрос наука не только исследует потребности сегодняшней жизни, но и с большим вниманием изучает опыт прошлого. В. А. Щуко хорошо знал классическую архитектуру, любил ее и последовательно применял ее приемы в своих проектах. К ордерной системе, созданной в античной Греции, искусство которой, как заметил Карл Маркс, продолжает и по сей день «доставлять нам художественное наслаждение», человечество на протяжении двух тысячелетий обращалось уже не раз; ею пользовались зодчие Древнего Рима и эпохи Возрождения, мастера европейского и русского классицизма. Щуко и его коллеги, работая в обстановке глубочайших сдвигов, вызванных социальным и научно-техническим прогрессом, сделали свою попытку возродить классическую систему архитектуры. Признавая спорность их приемов, а иногда и неприемлемость результатов, мы не можем пренебречь их стремлением постичь принципы бессмертной классики и дать ей новую жизнь. Вот почему опыт Щуко интересен и поучителен для нас. О Щуко написано немного: статьи Л. А. Ильина и М. А. Минкуса (1939) и небольшая книга С. А. Кауфман (1946). В этих работах, созданных современниками мастера, отражена его личность — обаяние и притягательность его таланта, неуемная творческая энергия. Кроме этих материалов в работе над предлагаемой читателю книгой использованы чертежи, эскизы, рисунки Щуко, хранящиеся в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве, в музее Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького, в Музее истории Ленинграда, а также архивные материалы Центрального государственного исторического архива в Ленинграде и Научно-исследовательского архива Академии художеств СССР. По книге Т. Славиной «Владимир Щуко» Другие записи с тегом В. Щуко Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|