Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андреян Захаров

Захаров стал едва ли не первым зодчим в архитектуре русского классицизма, давшим прекрасный пример ансамблевой застройки

17.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Таким образом, Захаров стал едва ли не первым зодчим в архитектуре русского классицизма, давшим прекрасный пример широко задуманной ансамблевой застройки огромной территории на пересечении двух улиц с учетом сложившейся ранее планировочной структуры и использованием существовавших зданий, тем самым предвосхитив градостроительные преобразования зодчих следующего поколения во главе с К. И. Росси.

Одним из интереснейших в этом ансамбле считалось здание пивоварни, совмещенное с двумя банями, одна из которых, по словам Захарова, предназначалась для страждущих прилипчивыми болезнями». Проект разрабатывался в 1808 году, в следующем году началось строительство и продолжалось несколько лет.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Постройка была оригинальной прежде всего в техническом отношении, так как в пивоварне, занимавшей центральное место, был устроен «теплый покой в два этажа для помещения водяной машины», с помощью которой вода по подземным трубам подавалась «во все места, где употреблялась в большом количестве, то есть в самой поварне, в банях, в прачешной, в кухне и аптеке, из внутренних цилиндров с кранами». По существу это было первое в истории отечественного строительства централизм ванное снабжение госпиталя и его служб горячей водой помощью водопровода. Новшество, предложенное Захаровым, опережало свою эпоху примерно на полтора столетия.

Необычным казался и внешний облик здания. Главный и западный фасады, решенные одинаково, архитектор, выделил повышенными ризалитами, соответствующими помещениям пивоварни. Оба ризалита получили обработку приземистыми, мощно упиравшимися в землю колоннами греко-дорического ордера. Колонны поддерживали арки, образовавшие подобие аркады с оригинально решенной фигурной кровлей. В арках Захаров поместил трехмастные полуциркульные окна и полуциркульными окнами меньших размеров прорезал на том же уровне фасады бань, а стены ниже окон обработал рустом. Благодаря таким нехитрым архитектурным приемам сугубо утилитарное здание приобрело характер монументальной и достаточно выразительной постройки.

Одновременно с широко развернувшимся строительством Захаров предусмотрел благоустройство территории с выравниванием почвы, посадкой деревьев и прокладкой аллей, замощением улиц, устройством набережной и пристани.

24 сентября 1809 года архитектор предложил «соединить палаты над внутренним каналом аркою и частию покоями», то есть объединить основные здания госпиталя, разделенные водной протокой. Это было последнее существенное проектное предложение Захарова по Морскому госпиталю.

От всего архитектурного ансамбля фактически ничего не сохранилось, если не считать искаженной перестройками до неузнаваемости небольшой части восточного корпуса, вошедшей в построенное позже здание. Все остальное в разное время исчезло бесследно.

По книге В. К. Шуйского «Андреян Захаров»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх