Застройки Садовой и Инженерной улиц и Манежной площади также не сохранили своего первоначального облика. Они значительно пострадали во второй половине XIX — начале XX века. Здесь построены здания в чуждых ансамблю эклектичных архитектурных формах. Между Манежем и служебными корпусами появился дом, закрывший впечатляющую перспективу главного фасада Инженерного замка.
Много тактичнее подошел к строительству на территории ансамбля видный архитектор начала XX века Л. Бенуа, а затем советские зодчие. Новый корпус музея, обращенный к каналу Грибоедова (построен в 1912—1917 годах архитекторами Л. Бенуа и С. Овсянниковым и реконструирован и отделан внутри в 1953 году архитектором К. Халтуриным, И. Бенуа и М. Плотниковым), своими строгими формами естественно вписался в ансамбль. К советским годам относится и первая научная реставрация ансамбля на основе чертежей Росси и расчистка его от последующих наслоений. Фасады по восточному фронту Михайловской улицы и два, выходящие на Невский проспект, в 1945 — 1951 годах восстановлены по проекту И. Капцуга в соответствии с авторским замыслом. В сквере создана широкая аллея, раскрывшая прекрасный вид на главный фасад Русского музея со стороны Невского проспекта. Недалеко отсюда по проекту архитекторов Н. Баранова, В. Кирхоглани и Е. Катонина раскрыт проезд от Манежной площади к Инженерному замку, созданы аллеи и цветники. У павильонов Инженерного замка снесен ряд невзрачных построек. На их месте устроены скверы.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
Фото Санкт-Петербурга