Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Николай Львов

«Земляное битое строение как для удобства в постройке, так и для прочности своей требует почти особого рода архитектуры...»

17.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В конце XVIII века некоторые прогрессивно настроенные помещики увлеклись было землебитным строением, в числе таких любителей был и известный мемуарист, садовод и сельскохозяйственный деятель А. Т. Болотов. Однако у большинства этих энтузиастов не хватало практических знаний, и постройки их, не будучи еще завершены, часто давали трещины или вовсе разваливались. Это дало повод некоторым скептикам острить, что «мужики Львова без толку толкут землю».

Пытаясь предупредить всяческую самодеятельность, подрывавшую веру в самую идею, Николай Александрович обратился к губернаторам с письмом такого содержания: «Земляное битое строение как для удобства в постройке, так и для прочности своей требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной; почему опасаюсь, чтобы господа губернские архитекторы, хотя в прочем искусные люди, не имея опыта в сем роде постройки, не прожектировали бы чего-нибудь такого, которое из сего грубого материала и выполнить не можно, а тем самым не подвергнули бы неизвестного начала сомнительному концу и не подали бы худого мнения желающим распространить сие художество о такой постройке, которая, будучи с точностью совершена, целые века безвредно в целости пробыть определяется. Почему покорнейше прошу предполагаемых вами на будущее лето казенных построек прислать ко мне без потеряния времени проекты, хотя карандашом сделанные, дабы я мог оные, переправя, тотчас обратить к вашему превосходительству...

Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург

» Львова безусловно тревожили казусы с неумело возведенными постройками, поэтому особенно важно было, чтобы образцовые здания, выстроенные учениками для практики, были безукоризненны. Такими они, видно, и были, потому что еще в тридцатых годах нашего века на месте бывшего подмосковного филиала училища в Тюфилевой роще (на территории нынешнего автозавода имени И. А. Лихачева) стояли вполне пригоднее для жилья двухэтажные землебитные дома. Возведению Приората, как правительственному заказу, придавалось важное значение. Под наблюдением автора строительством руководил крепостной мастер Львова Ефим Петров, специально вызванный в Гатчину из-под Москвы. Под его началом работало около сорока учеников из первого набора Училища земляного битого строения.

Создан был Приорат в очень короткий срок — меньше трех месяцев: начались работы 15 июня 1798 года, а вчерне он был закончен 12 сентября. Лишь внутренняя отделка затянулась до 1799 года. Приорат — самая совершенная из русских землебитных построек — вполне отвечает требованиям, предъявленным Львовым к этому виду зодчества: простоты, красоты и прочности. Выдержав испытание не только временем, но и условиями войны, когда в непосредственной близости от здания рвались фугасные бомбы и артиллерийские снаряды, гатчинский Приорат является в России теперь единственным образцом такого рода архитектуры.

Видно, не напрасно Гаврила Романович Державин сделал к портрету своего друга такую надпись: Хоть взят он из земли и в землю он пойдет, Но в зданьях земляных он вечно проживет.

По книге Н. Н. Никулиной

«Николай Львов»

Другие записи с тегом Н. Львов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх