Владимир Щуко Жилые дома, возведенные в 1910 году В. А. Щуко 13.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Первым строился дом № 63. К тому времени, когда Щуко приступил к проектированию, фундаменты дома были уже заложены и тем самым общая схема фасада предрешена. Щуко, вынужденный считаться с конфигурацией плана, имеющего несимметричный отступ в средней части, искусно уравновешивает композицию, усилив левый от зрителя угол глубокими арочными лоджиями, — прием, оправданный тем, что этот угол ориентирован на солнечную сторону. Это — главный пластический акцент фасада, в остальном же пластика сдержанна. Три средних этажа обработаны слегка выступающими пилястрами, филенками с орнаментом в духе раннего Возрождения, скульптурными барельефами. Детали дома превосходно прорисованы, благородству архитектурных форм отвечает благородство фактуры серого тесаного гранита, которым облицован фасад. Свойства гранита, трудно поддающегося обработке, отчасти обусловили трактовку деталей, их плоский рельеф и некоторую обобщенность скульптурной формы. Л. А. Ильин писал: «По свидетельству бывавших на постройке... с исключительным терпением, настойчиво добивался кого качества работ, много и упорно работал с каменщиками, давая полные шаблоны и поправляя их в ходе тески и кладки. В результате обработка материала выполнена действительно прекрасно». Внутренняя отделка, как и фасад, также напоминала об итальянском Возрождении. Сени, перекрытые расписным сводиком на парусах, ведут к мраморной лестнице с точеными перилами, освещенной огромными, до полу, окнами; площадки устроены на крестовых сводах, поддерживаемых ионическими колоннами, на стенах — барельефы на античные сюжеты в круглых медальонах. Комнаты второго этажа, где находилась квартира владельца, были отделаны лепными карнизами, пилястрами, расписным фризом. Сохранилась по сей день отделка бильярдной — прекрасного рисунка деревянный кессонированный плафон с бронзовыми профилями и росписью, дверь красного дерева с бронзой. Уцелело несколько полукруглых кафельных каминов с барельефами. Работа над проектами жилых домов помогала Щуко уточнять творческие позиции, формировать собственный почерк. Решение, основанное на классике, очевидно, пришло не сразу. В архивах В. А. Щуко, находящихся в Музее Академии художеств и Музее архитектуры имени А. В. Щусева, хранятся эскизы фасада дома № 63, выполненные в формах, типичных для модерна (эскизы не подписаны). В законченном виде фасад дома также перекликается своей пластикой и композицией некоторых фрагментов, особенно скульптурных вставок, с «модернизированной классикой» Ф. И. Лидваля. В духе модерна начал зодчий и проектирование дома № 65: на одном из эскизов, несомненно принадлежащем Щуко, фасад завершен характерным криволинейным фронтоном. Но, прорабатывая вариант за вариантом, он склоняется ко все более строгому воспроизведению ордерных форм. По книге Т. Славиной «Владимир Щуко» Другие записи с тегом В. Щуко Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|