После сооружения канала у Зимнего дворца Петра I, в 1718–1720 годах, на вновь созданной Дворцовой набережной и на Немецкой улице (позже Миллионная) были построены два деревянных подъемных моста. Мост через канал у Зимнего дворца был заменен каменным в 1763–1766 годах. Постройка каменного моста по Миллионной улице осуществлена спустя два десятилетия — в 1783–1784 годах. Для этого использовались материалы, полученные от разборки каменного моста через Красный канал у Мраморного дворца. Этот канал был засыпан на всем его протяжении от Невы до Мойки, а каменный мост, ставший ненужным, разобран.
Начатое в том же 1783 году строительство «первого Зимнего моста» было закончено в 1784 году. Работами руководил Тимофей Насонов. Мост строился во всю ширину улицы «с прибавкою дикого камня» (гранита). Документы свидетельствуют о том, что работы по сооружению гранитных набережных по обе стороны Зимней канавки («Зимнедомского канала») начались сразу же после постройки моста по Миллионной улице. Мосты через канал и его набережные неотделимы друг от друга и образуют единый архитектурный комплекс.