Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Август Августович Монферран. Исаакиевский собор, дом Лобанова-Ростовского и Александровская колонна

04.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Постройка Исаакиевского собора продолжалась сорок лет (1817—1857). Таким образом, хотя она задумана и утверждена при Александре I, но разработка проекта продолжалась все царствование Николая I. Так, например, проект внутренней архитектуры храма был сделан им лишь в 1842 году. Первоначальный проект, о котором мы можем судить по сохранившимся чертежам планов и фасадов, а отчасти и по хорошей модели, был неизмеримо лучше существующего собора, многие детали которого были изменены позже к худшему в угоду дурному вкусу времени.

Во всех этих поздних деталях сказалась новая эпоха: оконные пролеты грузно обрамлены сложными наличниками, двери получили также роскошные наличники, вверху, на углах храма, появились тяжелые по рисунку ангелы с факелами и все углы украшены пилястрами с раскреповкой — все это элементы николаевского классицизма и приближение к эпохе повторения ренессанса. Таким образом, причислить это сооружение к александровской эпохе, к которой относится первоначальный проект, никак не возможно. И в эпоху Александра I такая архитектура казалась бы слишком мещанской. В 50-х годах, ко времени открытия собора, когда принципы истинного благородства в архитектуре — простоты и спокойствия — были забыты, Монферран оказался самым серьезным из современников. Лучше всего ему удались внушительные портики с грандиозными гранитными колоннами.

Решить пятиглавый собор в духе классицизма — задача настолько трудная, что с нею никто еще не справился, и Стасов, как мы только что видели, дал самое слабое решение; однако и решение Монферрана с его «поставленными» по углам, а не вкомпо-нованными четырьмя малыми куполами — неудачно. Это чувствовал и сам Монферран, и, желая связать эти купола с корпусом здания, он придумал прием четырех выступов в плане, на которые и поставил купола. Однако это его не спасло, ибо каждому ясно, что эти выступы придуманы для установки куполов, они не имеют связи с общим планом, помещение их в плане ни к чему, так как они слишком малы, фасад же от этих придатков проиграл в простоте. Поэтому не будет ошибкою, если мы две другие постройки Монферрана, сочиненные приблизительно в то же время, к которому относятся и первые проекты собора, но только раньше оконченные, поставим выше Исаакия. Это дом князя Лобанова-Ростовского, ныне Военное министерство, и Александровская колонна.

Спокойный портик из восьми коринфских колонн дома князя Лобанова и спокойная разбивка всего фасада с выисканными пропорциями окон трех этажей заставляют вспоминать лучшие произведения екатерининской эпохи. Лишь барочный аттик вносит дисгармонию в эту приятную композицию. Очень удачны решения двух острых углов здания — задача трудная, решенная Монферраном не банально и чрезвычайно благородно.
Еще более благородства и хорошей простоты в композиции Александровской колонны (1829). И здесь задача была не из легких: размеры колонны из гранитного монолита были даны к этому готовому стержню, нужно было сочинить основание и окончание так, чтобы пропорции, несколько тянутые для свободно стоящей колонны, не проиграли в монументальности и выдержали масштаб такой большой площади. Это отлично удалось Монферрану. В деталях, конечно, несмотря на все желание его быть строгим классиком (так, пропорции и многие детали пьедестала он брал с римской Траяновой колонны), невольно вносит он приемы ренессанса. Арматуры, славы, несмотря на всю близость рисунка к ампирным образцам, уже не те. В них ясно виден будущий Монферран — мастер конца николаевской эпохи, когда он, порвав с классицизмом и перейдя на новые приемы, строил такие здания, как дом Демидова на Морской.

Иван Фомин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх