Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках Карл Иванович Росси. Работы архитектора в Санкт-Петербурге 27.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
После нескольких незначительных работ в Павловске Росси строит в 1818 году, в качестве архитектора Кабинета, павильоны Аничкова дворца. В 1819 году Росси была поручена постройка дворца для великого князя Михаила Павловича. Здесь, в этой совершенно новой постройке, ничем не связанный, он явил свой талант в полном блеске. Дворец этот, с его роскошным коринфским портиком в центре, с низкими флигелями дорического ордера в контраст с главным фасадом,— один из прекраснейших архитектурных памятников эпохи. Роскошная чугунная решетка отделяет просторный двор от площади. В том же 1819 году император поручает Росси общую перестройку дома Главного штаба, которая продолжалась до 1829 года. Он взял самое простое решение: правильное полукружие для площади с прорезанной в центре монументальной аркой для проезда на Морскую улицу. Здесь, в решении этой задачи, в случае с аркой, Росси показал себя тем гением архитектуры, которому нужно строить не дома, а улицы и города. Здесь развивает он свои силы до предела, когда чувствует, что задача его достойна. Большому кораблю — большое и плавание. Лишь большие, грандиозные задачи увлекали Росси, и чем грандиознее она, тем больше огня он вкладывает в свою композицию. Так как Морская улица подходит к Дворцовой площади не нормально, а под углом, то Росси перекинул не одну, а две арки (Одна арка расположена по касательной к окружности площади, другая — нормально к направлению Морской улицы). Кроме этих капитальных работ Росси в царствование Александра I возводит целый ряд мелких сооружений (Деревянные постройки при Елагином дворце, здание конюшен при дворце вел. кн. Михаила Павловича и др.); среди них самое интересное — галерея в Павловском дворце для помещения в ней библиотеки (над так называемой Камероновой галереей первого этажа с росписью Гонзаго) — представляет пример того, как талантливый мастер справляется даже с самой трудной задачей. Над легкой открытой галереей Камерона нужно было скомпоновать закрытое помещение, хотя и с большими окнами. Перекрыв полуциркулем оконные пролеты второго этажа, ширину которых он держит равною пролету между колоннами первого этажа, он сохранил связь между этажами, достиг контраста легкого низ с тяжелым верхом и дал, таким образом смелое и чисто художественное решение вопроса. Удачно поставленные друг на друга барельефы с тремя венками над ними оживляют стену и как нельзя лучше отвечают зданию — библиотеке. Являясь типичным представителем александровского классицизма, Росси создал свои наиболее совершенные произведения уже после кончины Александра I, ибо лишь при императоре Николае Павловиче развитие его таланта достигло апогея. Тут он вступает в двадцатую годовщину своей строительной деятельности, он обогащен большим опытом, созрел в своем искусстве и пользуется таким же успехом и благорасположением у государя, если даже не большим, чем в прошлое царствование. Здесь ему уже не приходится слушаться и подчиняться. Теперь его слушают. Он законодательствует. И когда ему поручают в 1828 году постройку Александрийского театра, он затевает одновременно грандиозный проект постройки Театральной улицы, Чернышевой площади и переустройство всей Михайловской площади. И ему удается провести это в жизнь — редкое счастье для строителя. Здесь талант Росси развертывается во всю свою широту. Здесь он показал себя настоящим гением и наконец создал произведение, достойное великих римлян, с которыми сравниться он так мечтал. Действительно, нельзя не вспомнить времена цезарей, глядя на безумную роскошь архитектуры в его Театральной улице с Александрийским театром в глубине. Эта роскошь архитектуры еще мало оценена, но настанет время, когда будут приезжать смотреть эти великолепные произведения Росси, как ездят смотреть мастеров Ренессанса в Италию. Сам театр чрезвычайно прост как в плане, так и в фасаде. В плане это прямоугольник с лоджей с шестью коринфскими колоннами на главном фасаде и с двумя портиками того же ордера на боковых фасадах; портики венчаются не фронтонами, а аттиками, которые Росси сделал неотъемлемою частью своих зданий. Фронтоны ему казались скучными, и ни на одном из его проектов, кроме Михайловского дворца, их нет. Зато аттики он умеет рисовать так, как никто. Нижний этаж в рустах, с дивной львиной головой в замках, гладкие стены заканчиваются — еще до архитрава — фризом из гирлянды с театральными масками. Театральная улица, так же как и все здания по Чернышевой площади, дорического ордера. Монотонная разбивка этой улицы подготовляет зрителя к радости видеть на заднем плане роскошный коринфский фасад театра. Театральная улица ведет на Чернышеву площадь, архитектура которой того же дорического ордера, как и вся улица, причем в центре площади, в главном здании, прорезана арка для проезда на Садовую улицу. Посреди площади проектировалась церковь-ротонда с портиком, смотрящим на Фонтанку. Эта церковь не была осуществлена. Другой площади, выходящей на Невский, Росси также хотел придать вид подчиненной части единого архитектурного замысла, чтобы не нарушать целостности впечатления. Это ему удалось лишь впоследствии, а именно в 1832 году, когда он пристроил новую часть к старой Публичной библиотеке. В этой пристройке он еще раз показал себя остроумным, талантливейшим и хорошо дисциплинированным мастером. Он сохранил целиком боковой фасад Соколова, смотрящий на площадь, три окна в три этажа, и повторил их слева, середину же забрал ионической колоннадой, сохраняя первый этаж в прежнем виде. В средней части он возвышает аттик со статуей сидящей Паллады и двумя славами, держащими венки над русским гербом. Большие окна для двусветного зала чередуются с простенками, где на гладком фоне стены хорошо рисуются статуи ученых мужей. Композиция настолько удачна, что спорит с театром, и, стоя на этой дивной площади, не знаешь, которому из этих двух великих произведений отдать предпочтение. Надо удивляться энергии этого человека, который в такой короткий срок выстроил целый ряд столь огромных сооружений. Почти одновременно с Александрийским театром Росси строит свое здание Сената и Синода. Это тоже почти целый квартал с колоссальной аркой, открывающей проезд в Галерную улицу. Опять Росси не может ограничиться постройкой одного или двух зданий для двух учреждений. Душа его рвется создавать гораздо большее — ему нужно строить города. Он необыкновенно удачно использовал мысль о самостоятельности Сената и Синода, составляющих в то же время как бы одно целое, и проектирует два одинаковых корпуса — один для Сената, другой для Синода. Эти два корпуса он искусно соединяет одной очень парадной и роскошной аркой, перекинутой через Галерную улицу. Торжественная архитектура с четырьмя парами коринфских колонн, увенчанных бронзовыми ангелами, и роскошный аттик, увенчанный бронзовой же статуей Фемиды, составляют центр этой композиции. Угол здания при повороте на набережную закруглен, и левая часть фасада повторена справа. Таким образом соблюдена симметрия и здесь. В искусстве располагать большие массы со столькими центрами и с соблюдением постоянно симметрии Росси имел лишь одного соперника — Захарова в его Адмиралтействе. Из менее значительных работ Росси надо упомянуть о перестройке в 1828 году Михайловского манежа и экзерциргауза, сооруженного при Павле I Бренной. Как всегда, он сумел и здесь из небольшого здания сделать колоссальное сооружение. Так как манеж своим коротким фасадом смотрел на улицу и это казалось незначительным для Росси, то он скомпоновал два флигеля, расставив их на тридцать — сорок сажен от главного корпуса (В архиве Военно-интендантского управления (Инженерный замок) сохранилось два проекта Росси для этого манежа: один — как он построен, другой вариант — с колоннами.). Как главный корпус, так и флигеля имеют аттики, в сочинении которых Росси был такой мастер. Аттики украшены однообразно расположенными группами арматур. Главный корпус представляет попытку — редкую для Росси — решения фасада без колонн. Попытка удается блестяще. Во флигелях же он вводит по паре дорических колонн, которые удачно оживляют всю композицию. В исполнении чертежей своих Росси был весьма скромен: аккуратно, почти робко вычерченные фигуры, не слишком хорошо нарисованные, подчас кажутся работами слабого мастера или чертежами слабого помощника. Однако эти чертежи, которых много сохранилось в архиве Министерства двора, все подписаны самим Росси. Известен лишь один его проект, а именно галереи 1812 года для Зимнего дворца (Собственность Государя Императора), где по блеску чертежа и великолепной рисовке фигур он приближается к таким мастерам, как, например, Кваренги. Галерея эта построена им в 1826 году, но после пожара 1837 года была перестроена Стасовым, значительно удлинившим ее (В Публичной библиотеке хранится 343 чертежа Росси. Многие исполнены не им лично, а его помощниками но это огромное чертежное наследство дает возможность шаг за шагом проследить за постепенным ростом художественной .личности последнего из великих зодчих. Часто здесь мы знакомимся с первыми идеями знаменитых впоследствии зданий и очень любопытными вариантами их. Так, идея арки Сената и Синода, как видно, возникла не сразу, а появилась позже, как не было в первом проекте и столь блестяще разрешенного закругления с колоннадой у Сената на набережной. Всех чертежей этой композиции 23, причем большинство из них датировано 1829 годом и подписано Росси. Там же находятся: 2 чертежа Кофейного домика в Летнем саду (1826); 13 чертежей для Турецкой бани в Царском Селе; 21 чертеж для Елагинского дворца и разных построек, принадлежащих к нему: кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи, караульни и пр.; 64 чертежа для Михайловского дворца и его служб (1822—1823), в числе которых есть и проекты Михайловского манежа, знаменитой беседки, а также проекты для внутренней отделки дворца и мебели; 10 чертежей «обывательских домов на Михайловской площади» (два из них 1834 и 1837 годов); 8 чертежей для перестройки апартаментов Зимнего дворца; 59 чертежей для Александрийского театра и генеральные планы теперешних площадей Александрийского театра и Чернышевой (1828—1832); 7 чертежей для декорационного сарая и каменной ограды на Александрийской площади (1832); 7 чертежей для Публичной библиотеки; 8 чертежей для павильонов Аничкова дворца на Невском и на площади; 17 чертежей для зданий по Театральной улице и Чернышевой площади (первоначальный проект намечен в 1818-м, последний — в 1827-м и 1829 годах); 2 чертежа для новых служб Пажеского корпуса; 28 чертежей зданий на Дворцовой площади — арки Главного штаба и обоих крыльев (1825, 1826, 1827); 12 чертежей для устройства сада и площади перед Михайловским (ныне Инженерным) замком (1823); 31 чертеж для «печальной комиссии по случаю похорон Императора Александра I» (1825); 4 чертежа дли «здания Кабинета на месте дома Чернышева» (1817) и 9 чертежей для Мариинского дворца (1838), который позже было решено строить на месте того Чернышевского дома — у Синего моста (постройка досталась, как известно, не Росси, а Штакеншнейдеру, построившему тот самый дворец, в котором ныне помещается Государственный совет; четыре из этих чертежей снабжены позднейшей неверной надписью: «Михайловский дворец»); 19 различных проектов, в числе которых есть два для неизвестного театра, один для триумфальной арки в Москве (1832), проект пристроек к Екатерининскому институту, план неизвестной домовой церкви, «фасад по улице церкви с прожектированными для слепых воспитанников в городе Гатчине» и др.). В 1832 году совершенно больной и преждевременно состарившийся Росси попросился в отставку, которая ему и была дана 29 октября этого года. С тех пор до самой кончины, последовавшей 6 апреля 1849 года, последний великий зодчий Европы уже более ничего не строил. Игорь Грабарь
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|