Монументальные сооружения Московские триумфальные ворота 23.09.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Московские триумфальные ворота сооружены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1828 года. Их предполагали поставить у Обводного канала, но затем в связи с перенесением границы города дальше к югу выбрали место у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала. Ворота являлись не только триумфальным сооружением, но и заставой. По сторонам шоссе у въезда были сооружены две «кордегардии» — помещения для военных караулов. Проект ворот разработал архитектор В. П. Стасов, представивший два варианта сооружения. 12 января 1834 года, после установки на месте макета в натуральную величину, проект был окончательно утвержден. Торжественная закладка ворот состоялась 14 сентября 1834 года. В 1835 году скульптор Б. И. Орловский изготовил модели скульптурных деталей ворот — воинских трофеев и фигур гениев. Основным материалом для изготовления ворот был выбран чугун. Отливка антаблемента и аттика, а также ковка из листовой меди скульптурных деталей (фигур гениев, трофеев и капителей колонн) были осуществлены Александровским чугунолитейным заводом, находившимся на Шлиссельбургской дороге. Чугунные блоки для колонн отливались на старом казенном чугунолитейном заводе на четвертой версте Петергофской дороги. Работами по отливке деталей и их монтажу на месте руководили мастера Александровского завода Маликов и Забурдин. Каждая из колонн состояла из девяти блоков («колец»), составлявших ствол колонны, стилобатной и капительной частей. Двенадцать чугунных колонн весили около 450 тонн. Первая колонна была установлена к 14 июля 1836 года. Открытие ворот состоялось 16 октября 1838 года. В то время Московские ворота были крупнейшим в мире сборным сооружением из чугуна. Монументальный портик из мощных дорических каннелированных колонн символизировал могущество и славу русской армии. Тема военного триумфа подчеркивалась скульптурными композициями из военных трофеев — знамен и оружия. Интересным архитектурным новшеством была замена триглифов во фризе 30 скульптурными фигурами гениев, выбитыми из листовой меди по семи различным моделям. Простота и суровая мощь, присущие большинству построек В. П. Стасова, в наибольшей степени проявились в замысле Московских ворот. Благодаря искусственному возвышению почвы ворота доминируют над окружающей местностью, и их строгий, четкий силуэт виден издалека. Наряду с высоким художественным значением архитектурного замысла следует особо отметить выдающееся мастерство исполнителей проекта В. П. Стасова. Русские литейщики и строители блестяще справились с трудной задачей и создали уникальный памятник, свидетельствовавший о высоком уровне отечественной строительной техники и литейного дела. Ворота были разобраны в 1936 году. Якобы они мешали, как всегда, трамвайному движению. В 1941 году чугунные блоки ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду. В 1958–1960 годах осуществлена реставрация ворот. Проект восстановления разработали архитекторы И. Г. Капцюг и Е. Н. Петрова. Коллектив реставраторов изготовил утраченные скульптурные детали. Недостающие части ворот — колонны и антаблемент отливались на Кировском заводе.
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|