Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках На распутье 04.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
С кончиной последнего великого зодчего Европы, Карла Ивановича Росси, сошел в могилу последний фанатик классической идеи, подлинный хранитель античных заветов. Искусство ближайшего поколения не может идти ни в какое сравнение с его грандиозным творчеством, являя картину постепенного вырождения и вымирания архитектуры. Эволюция русского классицизма совершалась неровно, скорее скачками и по некоторой кривой, нежели планомерно, по намеченной прямой линии. Россия XVIII и XIX столетий, подобно Древней Руси, являлась ареной, на которой боролись различные иноземные течения и вливы. От множества встречных потоков никогда не было застоя, не могло быть стоячих вод: здесь вечно бурлило, крутило и кипело. Каждая струя неизбежно теряла свою национальную окраску, и все сливалось в одно мощное, стихийное стремление. Оттого так пышен расцвет русского классицизма и так бледнеет перед ним то, что было сделано одновременно в Европе. Мы видели, как в XVIII веке в России на смену французскому течению явилось итальянское. Борьба их может быть символизована двумя яркими именами — Деламот и Кваренги. Но победа Кваренги не означала еще изгнания из России французской школы навсегда. В лице Томона и Захарова ее принципы возрождаются вновь, и самому Кваренги на склоне лет суждено было увидеть полное торжество французской архитектуры над итальянской. После 1812 года медленно начинает пробиваться среди клокочущего и пенящегося потока не совсем еще затерявшаяся итальянская струя. Сначала едва заметная, она постепенно набирает силу и шаг за шагом начинает вытеснять французскую архитектурную дисциплину. Последняя вскоре оказалась окончательно побежденной благодаря появлению в Петербурге могучей фигуры Росси, властно повернувшего течение от Томона назад— к Кваренги. Итальянский облик россиевской архитектуры не был вывезен им из Италии, а явился лишь воскрешением, видоизменением и дальнейшим развитием серьезного творчества Кваренги. Но лучезарное искусство Италии озарило Россию не одним только отраженным светом дивных созданий Росси, но и лучами, шедшими непосредственно из Италии. Это, однако, случилось уже не в Петербурге, а в Москве. Мы имели случай говорить, что архитектура Петербурга и Москвы на протяжении двух последних столетий развивалась далеко не одинаково. Петербург и Москва шли врозь до середины XIX века; когда же умер классицизм и настала эпоха эклектизма, разные дотоле пути обоих городов слились в одну общую дорогу. Прежние «классические» тропинки — петербургская и московская — сменились широкой дорогой, на которой нашлось место для всех стилей. Рядом с красными стенами комнаты «в помпейском стиле» возводятся слож ные, стрельчатые арки и своды «в готическом роде», сверкают узоры раннего ренессанса и пестрят разводы «в мавританском вкусе» Раньше любили только античность, но люби ли ее беззаветно, фанатически; теперь античность — лишь небольшая часть той неиссяка емой сокровищницы, из которой зодчие черпают идеи для своих композиций. Любят всё, поэтому не любят, в сущности, ничего. И в эту эпоху широкого художественного сердца бесследно стирается вся острота оттенков, делавших столь непохожими архитектурные облики Петербурга и Москвы. Начиная с этого времени петербургские мастера то и дело строят в Москве, а московские — в Петербурге. И возможно, мы снова вернемся когда-нибудь назад и поведем рассказ о дальнейших судьбах общерусского зодчества. Игорь Грабарь
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|