Каменные ворота в виде триумфальной арки, служащие для въезда в Петропавловскую крепость с восточной ее стороны, построены по проекту Д. Трезини в 1717- 1718 годах.
На месте каменных первоначально стояли деревянные ворота, украшенные большим барельефом, изображавшим низвержение Симона-волхва апостолом Петром, работы скульптора и резчика начала XVIII века К. Оснера. Барельеф этот сохранился и был перенесен на каменные ворота.
В 1720 году мастер Ф. Вассу отлил из свинца двуглавого орла. Орел был вызолочен и установлен в 1722 году над аркой проезда. В том же 1722 году скульптор К. Растрелли взялся исполнить для Петровских ворот ряд барельефов и статуй, но передача заказа ему задержалась на несколько лет. Неизвестно, принадлежит ли существующая скульптура Растрелли. По некоторым малодостоверным источникам, ее автором является Н. Пино.
Поверхность фасадной стены ворот обработана рустами. Стена первого яруса прорезана по сторонам проезда глубокими нишами, в которых установлены статуи — Беллоны – богини войны и Минервы — покровительницы ремесел, наук и искусств. Эти фигуры выполнены из смеси серой гидравлической извести и песка.
В эффектном завершении ворот, образующем второй ярус сооружения, очень удачно применены волюты и венчающий центральную часть лучковый фронтон. Свободные плоскости стен верхнего яруса, как и фронтона, заполнены скульптурой — барельефами аллегорического содержания и композициями из эмблем, трофеев и доспехов.
Из первоначального скульптурного убранства не дошли до наших дней пять-деревянных резных статуй, стоявших на аттике. Средняя статуя изображала апостола Петра, боковые, на углах фронтона, — сидящих ангелов с трубами и крайние, на нижних волютах, — аллегории Веры и Надежды.
Органически вошедшие в ансамбль крепости Петровские ворота — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге образец триумфального сооружения начала XVIII века.
См. также:
Прогулки по Петербургу:
История Петербурга:
Комментарии
Петровские ворота несут в себе символический смысл, зашифрованное послание, скрывающимся за множеством символов.
Возникновение Петровских ворот пришлось на первые годы рождения Петербурга. Это памятник воинской славы, стоящий в одном ряду с триумфальными арками Древнего Рима и Европы нового времени. В одной из речей Стефан Яворский славил императора Петра за то, что тот создал «три сени во славу Божию»: флот, армию и Санкт-Петербург. Закладка крепости и города во всех панегириках петровского времени воспринималась как важный акт военно-стратегического, политического и экономического характера. Закладка Петербурга была осуществлением главной цели Северной войны — выхода России к Балтийскому морю.
Сохранившиеся статуи многие считали языческими богинями, но сейчас их называют земными добродетелями — Благоразумием и Храбростью.
Каждую деталь в декоративном убранстве ворот можно прочесть символически. По авторскому замыслу Доменико Трезини, декор ворот был очень разнообразным. Фронтон украшал образ апостола Петра с ключами, по бокам — крылатые ангелы, на волютах на постаментах также находились скульптуры. В центральной верхней части помещался барельеф работы Конрада Оснера 1708 года. Над аркой ворот — двуглавый орел, по сторонам, в нишах ворот, также стояли скульптуры.
По восходящей к Средневековью традиции плоскость ворот подразделялась по вертикали на разные зоны, имеющие различное смысловое значение. Верхняя часть символизировала зону небесную, где ключевая фигура — апостол Петр, создатель церкви на земле. Нижняя часть — зону земную, роль центра здесь выполняла фигура орла, символа государства.
В верхней части — наиболее важные образы. На Петровских воротах это барельеф с сюжетом о посрамлении Симона-волхва апостолом Петром.
Из всех декоративных элементов сохранились барельеф и две скульптуры, о которых долгое время велись споры.
Сейчас искусствоведы склонны предполагать, что сохранившиеся скульптуры изображают земные добродетели: Благоразумие в виде женщины со змеей и зеркалом и Храбрость в виде женщины-воина в доспехах и с мечом.
По мнению специалистов Музея истории города, послание, зашифрованное в символике ворот, можно прочесть так:
«Утверждение добродетелей Благоразумия и Храбрости, присущих государю Петру, приводит к созданию новой мощной державы, восходящей к славным традициям Рима времен императора Константина и наследующей государственные регалии — над аркой ворот парит царственный двуглавый орел.
Посрамление греха гордыни утверждает главенство христианства над язычеством и торжество вечных христианских добродетелей Веры и Надежды. Это торжество свершается под покровительством высших небесных сил в городе Санкт-Петербурге, который стал воплощением рая на земле, получив не только покровительство, но и имя от своего небесного патрона апостола Петра.
Основанию этого города как важному этапу в ходе справедливой войны со шведами, города, воплотившего Божественный промысел, и посвящаются Петровские ворота».