Антонио Ринальди Растительные орнаменты Белого зала Гатчинского дворца 09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Все это убранство в общую структуру зала органически не вошло. На фоне неравноценных и в основном случайно расположенных рельефов обращала на себя внимание легко и свободно размещенная на плоскости стен, сохранившаяся от первоначальной отделки зала орнаментально-декоративная скульптура. Основой многих ее лепных композиций становится реалистически трактованный растительный орнамент. В этом обращении к природе проявилась одна из особенностей искусства второй половины XVIII столетия. Удивительные по красоте и изяществу венки, перевитые лентами с перекрещивающимися ветвями уже знакомого нам «цветка Ринальди», находились в верхних прямоугольных панно угловых частей торцовых стен. Под нижними панно в этих же простенках располагалась орнаментальная композиция из стилизованной раковины, завитков аканта и лепки под трельяжную сетку. В простенках под барельефами «Кидиппа на колеснице» и «Драка амуров» также располагался своеобразный букет — «цветок Ринальди». Но «цветок» всегда немного иной. Здесь букет был составлен из цветка типа лилии и колосьев. Аналогичные композиции перекрещивающихся стеблей с цветами и бутонами были и на карнизе над дверями Туалетной Марии Федоровны. Композиция эта очень напоминает перекрещивающиеся ветви, расположенные под барельефами работы Козловского в Мраморном зале Мраморного дворца. С замечательным мастерством были выполнены гирлянды, составленные из цветов и листьев. Своим мягким контуром они как бы выходили из плоскости стены. Ими было декорировано поле панели между пьедесталами. Из Белого зала в Тронную Павла и в Аванзал вели двери, обрамленные красивыми наличниками искусственного мрамора розового оттенка. В лепном десюдепорте двери в сторону Тронного зала Павла был изображен лев, лежащий среди колосьев и плодов. В десюдепорте двери торцовой стены изображены были два огромных рака среди цветов и плодов. По догадке профессора К. К. Романова, изображения эти символизируют знаки Зодиака, соответствующие месяцам июлю и августу. При установке камина и барельефов, возможно, была уничтожена третья, ложная, дверь. В случае сохранения ее композиция зала была бы более законченной. В десюдепорте над этой дверью могло бы быть помещено изображение Девы — знак сентября или Близнецов — знак июня. Второй этаж дворца не отапливался, парадные комнаты не были приспособлены для зимнего пребывания, поэтому можно предположить, что знаки Зодиака скорее всего подчеркивали летний характер резиденции. Каким же было первоначальное декоративное убранство Белого зала? Существует предположение, что поля всех панно, в которых до пожара находились барельефы, введенные в композицию Бренной, были заполнены орнаментальными росписями по штукатурке — фреской. Нам кажется, что вопрос о росписях является несколько спорным. Художественный образ Белого зала, как можно судить по сохранявшейся первоначальной отделке, определялся скорее декоративно-орнаментальной скульптурой и лепкой, которая четко, хотя и нерезко, выделялась на фоне мягких по цвету архитектурных плоскостей. По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди» Другие записи с тегом Антонио Ринальди
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|