До наших дней привлекают внимание красиво отделанные откосы террас Голландского сада. Клены, расположенные вдоль террас Верхнего сада, которые осенью создают яркий убор этой части парка, были посажены в XIX веке. В XVIII же веке на террасах стояли ряды штамбовых деревьев. Возможно, что композиция возвышающихся друг над другом террас была задумана Ринальди. Подтверждением этого суждения может быть работа Ринальди по созданию парка при дворце Петра III в Ораниенбауме, в котором Ринальди использовал аналогичные приемы композиции, характерные для итальянских парков.
В 1790 — 1792 годах на берегу Длинного острова на одной оси с дворцом была сооружена терраса и парадная пристань. Стены пристани, выполненные из пудожского камня, поднимаются из кристально прозрачного Белого озера. Две широкие лестницы, по тридцать две ступени каждая, охватывая стены по краям, пологими маршами спускаются к воде. Балюстрада пристани украшена четырьмя мраморными статуями, восемнадцатью вазами из пудожского камня, а у ступеней, ведущих на террасу, со стороны сада, поставлены два каменных льва.
Оригинал проекта террасы-пристани не сохранился. В Кушелевском альбоме помещен проект, который изменился в процессе строительства. Л. К. Абрамов высказал предположение о том, что это неудачная копия, исполненная Владимиром Баженовым, и что сооружена терраса Василием Ивановичем Баженовым с участием его сына Владимира.
Прогулки по Санкт-Петербургу
Возможно, что проект террасы и был разработан Баженовым, но замысел, мы считаем, восходит к А. Ринальди. Известно, что композиционный прием, положенный в основу сооружения, вообще характерен для пригородных дворцов Петербурга начала XVIII века. Достаточно указать на подпорную стенку с фонтанами в Петергофе, монументальную террасу в Стрельнинском дворце, решение террас и лестницы в Меншиковском дворце в Ораниенбауме.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга
Другие записи с тегом Антонио Ринальди