Храмы Петербурга Никольский Морской собор 15.08.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Никольский Морской собор — один из наиболее выдающихся архитектурных памятников Санкт-Петербурга. В XVIII веке на месте собора находился обширный плац «морского полкового двора». Прилегающая к этой площади территория была застроена одноэтажными деревянными казармами служащих Военно-морского ведомства. Проект собора «в два апартамента со сводами», разработанный архитектором С. И. Чевакинским, был утвержден в мае 1752 года, но затем переделан им и принят в новом варианте в начале 1753 года. Закладка здания состоялась 15 июня 1753 года. Окончание постройки относится к середине 1762 года. Двухэтажный собор увенчан пятью широко расставленными куполами. Все выступающие части здания декорированы группами колонн, стоящих на высоких постаментах. В архитектурной обработке фасадов Чевакинский — один из наиболее одаренных русских зодчих середины XVIII века — широко использовал декоративную скульптуру, прибегая одновременно к новым приемам пластической разработки фасадов. Он ввел новый, не применявшийся его современниками мотив, заимствованный из древнерусского зодчества: все выступающие углы здания обработаны тремя колоннами, собранными в мощный пучок, причем средняя колонна поставлена на самый угол, вопреки архитектурным канонам. Той же цели — декоративному обогащению фасадов — служит эффектный широкий пояс антаблемента. Он украшен по фризу кронштейнами в виде пальметок. Антаблемент перебит овальными окнами второго света верхней церкви, украшенными наличниками и лепными гирляндами цветов. Во внутреннем оформлении нижней и верхней церквей Чевакинский проявил исключительную композиционную изобретательность и мастерство. Особенно удачна по архитектурному решению полная воздуха и света верхняя церковь с замечательными по совершенству замысла и качеству резьбы иконостасом и надпрестольной сенью. Великолепная, почти классическая по формам и пропорциям колоннада, украшающая иконостас, — один из самых замечательных образцов русского декоративного искусства своего времени. Совершенство целого усиливается высоким мастерством исполнения отдельных деталей. Несравненным искусством резьбы, тонким реализмом рисунка и виртуозностью моделировок отличаются, в частности, резные гирлянды из цветов и листвы, которыми увиты стволы колонн. Их исполнителем был резного дела мастер И. Ф. Канаев. Иконостас декорирует великолепная, классическая по формам и пропорциям колоннада. Стволы колонн увиты гирляндами цветов и листьев, чрезвычайно тонко прорисованными и моделированными. В иконостасе сохранились образа, написанные талантливыми живописцами середины XVIII столетия М. Л. и Ф. Л. Колокольниковыми. Стоящая отдельно от собора на берегу канала четырехъярусная колокольня по красоте силуэта — одно из наиболее совершенных сооружений этого рода в русском зодчестве XVIII века. Три нижних яруса колокольни декорированы колоннами, верхний же ярус трактован как барабан, увенчанный небольшим куполом и тонким изящным шпилем. В композиции колокольни зодчий использовал характерный для архитектуры барокко мотив противопоставления вогнутой поверхности стен нижних ярусов двум верхним ярусам, круглым в плане. Колокольня воспринимается в непосредственной связи с водной перспективой канала и его набережных. Сад на месте бывшего плаца «морского полкового двора» возник в конце XVIII — начале XIX столетий. При сооружении собора Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем. Он поставил здание по оси большой проезжей магистрали. Собор замыкает перспективу улицы (ныне улица Глинки) и доминирует в ансамбле городской площади, четко ограниченной набережными двух пересекающихся под прямым углом каналов. В послевоенные годы были проведены работы по реставрации интерьеров собора, иконостасов, живописи и лепки, а также по ремонту колокольни. Художественную и историческую ценность в ансамбле площади представляют отдельные жилые дома, в том числе два здания на углу улицы Глинки и Театральной площади. Один из них (проспект Римского-Корсакова, 37) принадлежал знаменитому русскому зодчему XVIII века В. И. Баженову, а в XIX веке — архитектору Н. Л. Бенуа. Привлекают внимание великолепные маски над окнами первого этажа этого дома. Расположенный на противоположном углу улицы Глинки обширный дом (ныне школа) связан с именем А. С. Пушкина. Перейти в Фотогалерею:Фото уже несуществующей КоломныФото Петербурга, которого больше нет Фото Коломны Александра Петросяна Фото Никольского собора
Рейтинг материала:
Tweet |
XIX век
XVIII век
XX век
А. Брюллов
А. Вист
А. Воронихин
А. Захаров
А. И. Гоген
А. Кавос
А. Квасов
А. Михайлов
А. Михайлов 2-ой
А. Оль
А. П. Брюллов
А. Ринальди
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
А. Щедрин
А. Щусев
А. Кракау
Английская набережная
ансамбль Александро-Невской лавры
ансамбль площади Искусств
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
барокко
Большая Дворянская улица
Большая Морская улица
В. Баженов
В. Беретти
В. Бренна
В. Гесте
В. Демут-Малиновский
В. Свиньин
В. Стасов
В. Шене
Васильевский остров
вокзалы
Выборгская сторона
Г. А. Боссе
Г. Маттарнови
Гагаринская улица
Галерная улица
Гатчина
Гороховая улица
готика
Д. Буш
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
Д. Феррари
Д. Фонтана
дачи
Дворцовая набережная
дворцы
дома
доходный дом
древнерусское зодчество
Е. Соколов
Елагин остров
Ж.-Б. Валлен-Деламот
жилой дом
Золотой треугольник
И. Коробов
И. Лукини
И. Старов
И. Теребенев
Исаакиевская площадь
К. Растрелли
К. Росси
К. Тон
Казанская улица
Казанский собор
казармы
Каменноостровский проспект
канал Грибоедова
католицизм
кладбища
классицизм
Коломна
Конногвардейский бульвар
конюшни
Кронверкский проспект
культовые сооружения
Л. Бенуа
Л. Бонштедт
Л. Кленце
Л. Руска
Л. Шарлемань
Летний сад
Лидваль
линии ВО
Литейная часть
Литейная часть и Пески
Литейный проспект
М. Земцов
М. Лялевич
М. Месмахер
М. Овсянников
М. Перетяткович
М. Расторгуев
манеж
Марсово поле
мечеть
Миллионная улица
Михайловский замок
модерн
Мойка
монументальные сооружения
Московский проспект
мосты
мосты через канал Грибоедова
мосты через Мойку
мосты через Фонтанку
Н. Бенуа
Н. Ефимов
Н. Львов
Н. Микетти
набережная Кутузова
набережная Лейтенанта Шмидта
набережная Макарова
набережная Мойки
набережные
Нева
Невский проспект
неоклассицизм
О. Монферран
обелиск
общественные здания
ограды и решетки
оранжерея
особняк
особняки
острова
П. Клодт
палладианство
памятники
петровское барокко
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
площадь Искусств
Почтамтская улица
протестанство
Р. Мельцер
Р. Желязевич
ренессанс
реформаторская церковь
рынки
С. Пименов
С. Чевакинский
Садовая улица
Сенная пл.
скверы сады и парки
Смольный монастырь
соборы
Средний проспект ВО
стрелка Васильевского острова
театры
Тома де Томон
улица Марата
улица Чайковского
Университетская набережная
усадьба
усадьбы
Ф. Демерцов
Ф. Лидваль
Ф. Шедрин
Фонтанка
фонтаны
Фурштадская улица
Царское село
центр Петербурга
церкви
Э. Фальконе
эклектика
эллинизм
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|