Монументальное здание Нового Эрмитажа построено в 1839–1852 годах для размещения сильно разросшихся художественных коллекций, ранее хранившихся в Малом и Старом Эрмитажах. Это было первое в России здание, построенное специально для художественного музея. Внутренняя планировка, устройство верхнего света в отдельных залах были рассчитаны на создание благоприятных условий для экспозиции картин и других произведений искусства.
Главный фасад Нового Эрмитажа обращен на Миллионную улицу. Вход в здание отмечен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов, высеченными из монолитов серого сердобольского гранита по модели скульптора А. И. Теребенева. Они поддерживают большой балкон.
В композиции фасадов большую роль играет скульптура, раскрывающая назначение здания. Статуи художников, отлитые из сплава цинка с оловом, гранитные гермы у окон, терракотовые украшения над окнами второго этажа с вкомпонованными в орнаментальный узор эмблемами искусств исполнены скульпторами П. В. Свинцовым, Н. А. Токаревым, А. В. Логановским, В. И. Демут-Малиновским, Д. И. Иенсеном, Н. А. Устиновым, А. И. Теребеневым и Н. А. Рамазановым.
Внутри здания наиболее интересна парадная лестница с эффектными коринфскими колоннадами, поддерживающими потолок с глубокими кессонами, а также большой зал с двадцатью колоннами из сердобольского гранита. Мозаичный пол этого зала выполнен Петергофской гранильной фабрикой.
Внутренняя отделка музейных залов отличается богатством и высоким качеством исполнения. Они украшены росписью, лепкой и позолотой. В отделочных работах принимали участие лучшие мастера-декораторы.
В зале, ныне занятом собранием майолики, установлены мраморные колонны перенесенные сюда из Инженерного замка.
В здании Нового Эрмитажа находятся и так называемые Лоджии Рафаэля — галерея, расположенная вдоль набережной Зимней канавки. Это копия Лоджий в Ватиканском дворце, расписанных Рафаэлем. Галерея была построена Д. Кваренги в 1783–1787 годах. При сооружении Нового Эрмитажа её воссоздал В. П. Стасов.
Автор проекта здания Нового Эрмитажа — архитектор Лео Кленце в России не жил. Он лишь наезжал в Петербург. Строительство велось без него, под руководством и при творческом участии архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.
В настоящее время в этом здании размещена часть коллекций Государственного Эрмитажа.
См. также: